Облачение священнослужителей

Одежду для совершения Богослужений шьют из парчи, либо иной материи, пригодной для этих целей. Церковное облачение украшается крестами.

В состав одежды, полагающейся диакону, входят следующие предметы: стихарь, поручи и орарь.

 

 

Стихарь, который могут надевать также иподиаконы, – длиннополая накидка с отверстием для головы и широкими рукавами. В отдельных случаях права носить стихарь могут удостоиться псаломщики и даже миряне, которые прислуживают во храме. Стихарю полагается знаменовать чистоту души, присущую лицам священного сана.

Узкие нарукавники называют поручами. Они стягиваются шнурками и напоминают священнослужителям, что совершение таинств веры Христовой осуществляется благодатью и силой Божьей, а отнюдь не собственными силами. В то же время поручи должны напоминать об узах, веревках, что находились на руках страдающего Спасителя.

Орарь – лента, широкая и длинная. Ее делают из той же самой материи, что стихарь. Диакон надевает орарь поверх стихаря, на левое плечо. Считается, что лента должна знаменовать Божию благодать, получаемую диаконом в таинстве Священства.

Облачение священника состоит из следующих предметов: подризник, риза (фелонь), епитрахиль, поручи и пояс.

 

 

Подризник, по сути, представляет собой видоизмененный стихарь. Основные различия между подризником и стихарем заключаются в следующем. Рукава у подризника уже, чем у стихаря, к тому же, на их концах находятся шнурки, с помощью которых рукава можно плотно затянуть на предплечьях. Для изготовления подризника принято использовать тонкую материю белого цвета. Белизна постоянно напоминает священнику, что его душа должна быть абсолютно чиста, а образ жизни – образцово беспорочен. Подризник принято уподоблять хитону, нижней одежде, в которой Господь Иисус Христос совершал дело спасения нашего.

Далее аналогии продолжаются. Епитрахиль – это орарь, сложенный вдвое. Спереди он двумя концами свешивается с шеи. Для удобства эти концы сшивают или иным способом соединяют между собой. Епитрахиль применяется для ознаменования особенной благодати, двойной по отношению к церковному облачению диакона, которую дает для совершения таинств облачение священника. Священник не может совершать службу без епитрахили, равно как не может этого делать без ораря диакон.

Поверх епитрахили и подризника полагается надевать пояс. Эта деталь облачения символизирует Божественную силу, укрепляющую священников в их служении. Одновременно он должен напоминать и о полотенце, коим Спаситель препоясался, омывая во время Тайной Вечери ноги ученикам Своим.

Риза (иначе называемая «фелонь») располагается поверх названных одежд. Она широка, длинна, рукава отсутствуют, их заменяет просторный вырез в передней части, позволяющий свободно руками совершать требуемые действия. Сверху – отверстие для головы. Риза символизирует багряницу, надетую на страждущего Спасителя. Нашитые продольные ленты напоминают о потоках крови, текших по одеждам Его. Одновременно риза является символом одежды правды, надетой на священниках как на служителях Христовых.

Немаловажной частью, входящей в облачение священника, является надеваемый поверх ризы наперсный крест.

За продолжительную и усердную службу священник может удостоиться права носить набедренник. Это украшенный кусок материи четырехугольной формы, который привешивается справа на бедре через плечо за два угла. Набедренник являет собой символ меча духовного. Возможны и награды в виде головных украшений. Они называются камилавка и скуфья.

Облачение епископа, архиерея, в основном, аналогично облачению священника. Оно включает в себя те же самые предметы: подризник, поручи, епитрахиль и пояс. На этом сходство заканчивается, потому что ризу заменяет саккос, вместо набедренника надевается палица. Помимо означенного, епископу полагается надеть митру и омофор.

 

 

Саккос – род верхней одежды, входящий в церковное облачение епископа. Внешне саккос напоминает стихарь диакона, только укороченный по длине снизу и в рукавах. Он укорочен таким образом, что из-под него виднеются подризник и епитрахиль. Саккос выполняет те же функции, что риза священника. Он должен символизировать багряницу Спасителя.

Украшенный четырехугольный отрез материи на правом бедре епископа называется палицей. Она привешена за один свой угол поверх саккоса. Надевать ее в качестве особой награды за усердие в службе могут получить от архиерея право самые заслуженные протоиереи. В этом случае палица находится на правом бедре, а набедренник перемещается на другое бедро, влево. Палица является непременной составляющей облачения как архимандритов, так и архиереев. Символическое значение палицы аналогично символическому значению набедренника – это слово Божье. Иначе говоря, палица – духовный меч, вооружающий священнослужителей, борющихся с нечестием и неверием.

Епископу на плечи торжественно возлагается омофор. Он покрывает собой саккос, имея форму весьма широкой и длинной ленты. Омофору полагается охватывать шею епископа вкруговую. Один конец ленты ниспадает сзади, другой – спереди. С греческого языка слово «омофор» переводится как «наплечник». Это исключительная и обязательная принадлежность епископов. Он имеет такое же значение, как епитрахиль священника. Епископ не может совершать службу в отсутствие омофора. Как доброму евангельскому пастырю, несущему домой на своих руках и плечах пропавшую овцу, епископу надлежит неустанно заботиться о спасении тех, кто заблуждается.

Круглый образ Божьей матери или Спасителя, находящийся на груди епископа, называется «панагия». Это слово можно перевести как «всесвятая». Панагия обычно украшается цветными каменьями. Этот образ надевается вместе с крестом поверх саккоса.

Головной убор епископов и архимандритов называется митра. Этот элемент церковного облачения, который напоминает всем нам о возложенном на страждущего Спасителя терновом венце, обычно украшают цветными каменьями и маленькими образами. В особенных, исключительных случаях право надеть вместо камилавки митру могут получить заслуженные протоиереи. Подобное разрешение может дать им правящий архиерей.

Знаком высшей власти пастыря является посох, жезл, который епископы используют про Богослужении. Священнослужители, возглавляющие монастыри, - игумены или архимандриты – также имею право употреблять посох.

Епископу под ноги во время Богослужения принято класть орлецы – круглые коврики небольшого размера. На них изображают парящего над городом орла. Это напоминает епископ, что он должен возноситься к небесному от земного, уподобляясь летящему орлу.

Дома диаконы, священники и епископы могут одеваться более свободно. Принято надевать подрясник и рясу. На груди священнослужителям полагается носить крест, к которому у епископа добавляется также панагия.